Степан Арсеньевич Алекян – член Национального союза фотохудожников Украины и Одесской фотографической ассоциации – родился в Тбилиси в 1943 г. После окончания вечерней средней школы с 1960 по 1966 гг. работал печатником в типографии, занимался спортом и спортивной журналистикой. В 1968 г. поступил в Одесское мореходное училище, а в 1969 ушёл в свой первый загранрейс. Море захватило его в своё необъятное пространство на сорок лет… Шестнадцать лет он работал матросом на сухогрузах, около тяти лет фотографом на пассажирских судах «Фёдор Шаляпин», «Дмитрий Шостакович» и др. Последние двадцать лет – боцманом.

С 1968 г. Алекян начал заниматься фотографией. Увиденные дальние страны, общение с людьми разных национальностей формировали его как личность, готовую проявить творческий потенциал в художественной фотографии. В 1970-1990-е годы сотрудничал в газетах «Моряк», «Вечерняя Одесса», журнале «Морской флот» и др. Его снимки публиковались не только в одесской прессе, но и в Москве (журнал «Огонёк», газета «Правда»). С. Алекян является участником многих республиканских и международных фотоконкурсов. Он – лауреат журналов «Новое время» (1973), «Огонёк» (1977), газеты «Правда» (1980).

Фотохудожник провёл пять персональных выставок в Одессе: во Дворце моряков (1973, 1975, 1979); в Литературном музее (1999); в Греческом Фонде Культуры (2005). Представлял работы в зарубежных фотосало-нах и биеннале. В 1998 и 2004 годах участвовал и вошёл в каталог журналистского форума «WORLD PRESS PHOTO», Амстердам.

1981-1983 гг. – учился в Московском заочном университете фотографии. В 1989 г. поступил в «Фото-центр» Союза журналистов СССР. В 1991 г. закончил заочный факультет фотожурналистики при «Фотоцентре».

Идея проекта данной 6-ой персональной выставки была задумана автором и поддержана филиалом Греческого Фонда Культуры более трех лет назад. В экспозиции на выставке представлено 130 черно-белых портретов наших земляков, деятелей культуры и искусства, людей разных, порой даже своеобразных, но известных в Одессе и интересных Степану Алекяну как творческой личности фотохудожника и дающих нам, зрителям, возможность взглянуть на них по-новому.

.
* * *
«…В галерее Степана Алекяна отсутствуют парадные портреты, где человек предстаёт в официаль-ном социальном статусе. Он фотографировал людей, а не «деятелей», хотя многие имеют высокие звания. Ху-дожник был достаточно свободен в выборе моделей. Всех объединяет служение искусству, которое, в отличие от политики и бизнеса, связано с вечными ценностями.

Внимание фотохудожника сосредоточено на лицах. С этой целью С. Алекян часто использует компози-цию «крупного плана»…Представленные в экспозиции портретные образы созданы в интерьерах: это творче-ская мастерская С. Алекяна, концертный зал филармонии, подмостки театров, ателье художников...

Большинство представленных фотографий С. Алекян создал с помощью плёночного фотоаппарата...в технике чёрно-белой фотографии... Отсутствие цвета, лишая изображение жизненной конкретности, в то же время даёт возможность сосредоточить внимание зрителя на внутреннем содержании персонажа. Аскетиче-ская экспрессия контраста чёрного и белого помогает уйти от жизненной конкретности к знаковой вырази-тельности, к многоплановому образу…

Драматургия портретных образов С. Алекяна основывается на контрастном сопоставлении света и тени, позволяющем выразить внутреннее состояние человека. Приятнее жить во время равновесия и благопо-лучия, но для расширения сознания благотворны времена, требующие активизации душевных и духовных сил, что и запечатлено в образах наших современников, представленных на выставке…»
Доктор искусствоведения, профессор Ольга Тарасенко